Кармен» Бизе из Ла Скала: спектакль с Йонасом Кауфманом, на котором взошла звезда Аниты РачвелишвилиМаэстро Даниэль Баренбойм рискнул и не проиграл: в спектакль «Кармен», открывавший сезон Ла Скала в декабре 2009 года, наряду с грандами оперной сцены Йонасом Кауфманом (Хосе) и Эрвином Шроттом (Эскамильо), он пригласил никому тогда не известную молодую грузинскую стажерку театра Аниту Рачвелишвили. Так родилась новая оперная суперзвезда. Постановка Эммы Данте – режиссёра драматического театра с репутацией авангардистки – смотрится сегодня как вполне традиционная, лёгкий элемент провокации остался в антиклерикальных мотивахКомпозитор Жорж Бизе скончался вскоре после премьеры «Кармен» и так и не успел насладиться успехом своего творения. Изначально «Кармен» приняли плохо, но впоследствии она стала – и по-прежнему остаётся – одной из самых известных и популярных опер. Неожиданный реализм в сочетании с элементами комедии поначалу не пришёлся по вкусу оперной публике, но теперь считается гениальной находкой композитора. Во время необычно длительного репетиционного периода музыканты жаловались на слишком сложную музыку, а хор – на то, что нужно вести себя на сцене не как общая масса, а как группа индивидуальных личностей. К счастью, у Бизе нашлись союзники среди постановщиков, и его видение оперы возобладало. Композиторы, от Сен-Санса и Чайковского до Верди и Вагнера, превозносили новую оперу. В первую очередь «Кармен» помнят не за выдающихся исполнителей и «звёзд», а за её великолепную музыку: даже совершенно не разбирающиеся в опере люди узнают эти знаменитые мелодии.